Работа представляет собой качественное исследование, основанное на интервью с российскими феминистками в возрасте старше 30 лет. В исследовании я анализировала нарративные интервью 6 участниц исследования – феминисток в возрасте от 30 до 43 лет. В результате анализа интервью получено описание идентичности каждой участницы исследования. Затем, индуктивно обобщая результаты анализа каждого интервью, я получила следующие результаты.
- Описан путь российских женщин феминизм, представляющийся берущим начало в ранней социализации реакцией протеста и недоумения при столкновении с гендерными предписаниями и ограничениями, дальнейшей, в том числе вторичной, социализацией в женских практиках в попытках противостоять и одновременно соответствовать общественным догмам, достижение окна входа в феминизм, после которого следует феминистская социализация и ресоциализация.
- Выделены типы сюжетов, с помощью которых респондентки описывают принятие феминистской идентичности. Сюжетами принятия феминистской идентичности являются «Пробуждение», «Реализация/расцвет», «Преображение», «Освобождение», «Обретение», «Эволюция». Выделенные сюжеты описывают переход в качественно новое состояние и имеют позитивную коннотацию.
- Представлена феноменология общего опыта российских женщин, предшествующего принятию феминистской идентичности. Элементами общего опыта российских феминисток являются: чтение феминистских сообществ и феминистской литературы; столкновение с гендерными предписаниями и ограничениями; особенности взаимоотношений с женщинами; психологическое и физическое насилие. Более уникальный опыт респонденток относится к родительской семье и отторжению женской идентичности.
- Сформулировано представление об окнах входа в феминизм. Значимыми событиями, после которых следовало принятие феминистской идентичности, выступают осознание, ситуация абьюза, специфический женский опыт, поиск идентичности.
- Описаны процессы, сопутствующие принятию феминистской идентичности. Становлению феминистской идентичности сопутствуют процессы развития субъектности, солидаризации с женщинами, дифференциации от традиционных форм феминности, феминистского общения, феминистской деятельности (включающей такие виды активности как «Не молчать», «Говорить», «Частная феминистская активность», «Участие в феминистском проекте»). Тем самым подтверждается первоначальная гипотеза о конструировании феминистской идентичности через формирование женской субъектности и дифференциацию от традиционных форм феминности. Кроме того, показано, что процесс развития субъектности можно интерпретировать как механизм становления феминистской идентичности.
- Описана динамика идентичности женщин с феминистскими взглядами. Феминистская идентичность сочетает в себе такие характеристики как подверженность флуктуациям, изменчивость, стабильность. Флуктуации и изменения идентичности происходят при уточнении взглядов, рефлексии своей феминистской позиции, при осмыслении острых вопросов, широко обсуждаемых в феминистских сообществах. Вместе со стремлением наших респонденток к некоторой стабилизации идентичности мы обнаруживаем принятие ее изменчивости и подверженности флуктуациям.
- Предложена модель феминистской идентичности. Предложенная нами модель феминистской идентичности основывается на сформулированном путем эмпирического обобщения предположении о существовании как относительно статичных оснований феминистской идентичности (идеи), так и оснований – личных мотивов принятия феминистской идентичности (стремления), а также на предположении о необходимости выражать феминистскую идентичность (феминистская активность). Построенная модель получила графическое представление в виде трехмерного дискретного куба, измерениями которого вступают феминистские идеи, стремления, активность.
- Описан обобщенный образ современной российской феминистки. В категориях «Субъектность», «Отношения с окружающим миром», «Принадлежность к группе женщин», «Феминистка» нами построен собирательный образ современной российской феминистки. Описанный нами образ современной российской феминистки представляет ее как женщину с развитой и развивающейся субъектностью, осознающую свою принадлежность к группе женщин как угнетаемой в патриархатном обществе группе, ориентированной на женскую взаимопомощь и взаимоподдержку, находящуюся в реципрокных отношениях с окружающим миром, разделяющую принципы эгалитаризма и проявляющую свои феминистские взгляды.
Особенности феминистской идентичности
- Взаимосвязь идентичности с феминистским дискурсом (идеями гендерного равенства, угнетения женщин как группы в патриархате, интерсекциональности);
- Становление феминистской идентичности в процессах развития субъектности, дифференциации от традиционных форм феминности, солидаризации с женщинами, феминистского общения и феминистской деятельности;
- Феминистская идентичность требует выражения и выражается в различных видах феминистской активности, таких как реагирование на сексистские практики и сексистский дискурс, транслирование феминистских взглядов, артикуляция женского опыта, выражение мнений и мыслей, влияние на окружение, создание нового знания, частная и организованная феминистская активность.
Исследование выполнено в рамках выпускной работы в Московском социально-педагогическом институте (факультет Практической психологии). Выражаю благодарность научной руководительнице проекта Н.Г. Малышевой, всем участницам исследования и заинтересованным феминисткам, нефеминисткам и неопределившимся, рецензенту работы С.В. Трушковой, а также коллективу факультета Практической психологии МСПИ и моим подругам, оказывавшим помощь и поддержку.