Эволюция

walk-on
Иллюстрация Shelby McQuilkin

Нарратив респондентки Д. описывает эволюцию респондентки от «стихийной» феминистки к феминистке, изменяющей мир к лучшему. Эволюция эта направлялась размышлениями, рефлексией Д., участием в феминистских дискуссиях и «спорах с шовинистами».

Я не могу точно вспомнить сам момент, не было такого момента осознания. Я могу точно сказать, что… 4 года назад, нет, 5 лет назад я еще себя не осознавала. Я поняла, что я вела себя как феминистка, я принимала решения как феминистка. Я как бы была такой стихийной. Есть девушки, которые абсолютно ведут себя как… как будто они гендерно равны, но при этом не имеют отношения к теории и не рефлексируют именно феминистский вопрос – вопрос патриархата.

Но… в какой-то момент я рассталась со своим гражданским мужем, начала жить самостоятельно. Я в тот момент очень много работала, хорошо зарабатывала, была травмирована предыдущими отношениями, не хотела серьезных отношений, не хотела замуж. Мои репродуктивные планы были как бы уже реализованы достаточно травматично для меня…

И я заметила, что я веду себя так, как стереотипно положено вести себя мужчине-холостяку. Я стараюсь найти кого-нибудь, кто будет со мной недолго, эмоционально и сексуально меня обслужит, а потом просто свалит, и не будет морочить мне мозг романтическими отношениями. Когда я это заметила, я поняла, что если женщину поместить в ситуацию, когда на нее нет репродуктивного давления и когда на нее нет давления по выходу замуж… А у меня не было, потому что я только что вышла из гражданского брака неудачного и как бы не хотела замуж… она ведет себя ровно также, как, в принципе, предписывается вести себя мужчине-холостяку. И я задумалась над тем, что разницы-то нет, разница – она в условиях. Если ты много работаешь, много зарабатываешь, если ты очень сильно заморочен и на тебя не давит вот это вот «замуж, детей», то ты такой холостяк: «Детка, приходи, удовлетвори меня, сделай завтрак, и свали и не морочь мне голову романтическими отношениями».

Для меня это было смешно, интересно и именно с этого началось мое осознание, что гендерный стереотип – это какая-то полная херня, потому что я поняла, что, несмотря на все мое воспитание, я веду себя как мужик. Ну, если я веду себя как мужик, то почему, собственно говоря, зачем это все, почему это все предписывается, почему я должна вести себя по-другому, хотеть другого, если в ситуации абсолютного человека одинокого в мегаполисе, у которого, там, очень много энергии тратится на карьеру – все ведут себя одинаково. Вот.

И как-то с этого осознания все началось, я уже в это время достаточно долго читала feministki, мне было интересно, я не идентифицировалась, а так. Но тут я вовлеклась. Стала вовлекаться во всякие дискуссии. Чтобы участвовать в дискуссиях полноценно, надо учить теорию, надо вырабатывать какие-то для себя правила дискуссии – приемлемое, неприемлемое, бла-бла-бла. Где-то за год я дошла до полного осознания, что я феминистских взглядов. И я считала, что я либфем, ну, либеральная феминистка. Потому что я выступала за легализацию полную проституции, за абсолютное такое вот… либертарианство и за… ну, френдли-френдли.

И у нас, к сожалению, в интернете радфем выступают так, что ты будешь называться либфем, даже будучи совершенно радикальных взглядов, только чтобы не присоединиться к ним. Есть такое… Там есть такие моменты, есть люди, которые называют себя радфем, и при этом создают абсолютно токсичный тип сообщества, с неприемлемыми для меня правилами общения.

Прошло еще год-полтора и я отрефлексировала, что в принципе мои взгляды стихийные, они уже приближаются к радфем. Например, я считаю, что я абсолютно за финансовую сепарацию женщины в браке от мужа. Не полную сепарацию, а именно финансовую. Что никаких общих счетов, никаких общих квартир лучше бы не заводить. Я поняла, что я за криминализацию проституции и абсолютно за, там, за криминализацию клиента. И если сверить по теории, то я уже практически приближаюсь к радикальным феминисткам. Но опять же не хочу идентифицироваться с российскими радфем, с русскоязычными радфем. Вот.

И буквально полгода назад я поняла, что мои разговоры в сети, мои споры с шовинистами, это все какое-то вот… – болтовня в пустоту, что это ничего не меняет. У меня был некоторый кризис того, что все, что я делаю на своей собственной работе, оно как бы бесполезно, оно не меняет мир к лучшему. То, что я продвигаю свои феминистские взгляды, тоже такое… ну, в пустоту. И, в общем, я очень грустила по этому поводу. Что можно говорить сколько угодно – это ничего не изменит.

И в этот момент появился проект Hey Grrl Shop[1], вот, в котором мы все работаем волонтерами, перечисляем средства от него в «Сестры»[2]. Я пошла туда волонтером. Ну, кроме того, что мы его придумали вместе с Т., там, и я подала идею. Я поняла, что я могу что-то сделать. Я начала это делать. И тут моя самоидентификация просто воспряла, я поняла, что я не просто так… просто девушка, которая сама себя обеспечивает, строит, там, какие-то пытается строить равные отношения. Ну, и, в общем, устраивает свой маленький мирок, но и я могу что-то делать наружу.

И вот мы начали делать  Hey Grrl Shop, теперь он уже большой-красивый. После Нового года мы делаем новую серию продвижения. Там куча-куча крутых феминистских принтов, и любой человек реально в России может купить футболку с надписью «Вот так выглядит феминист» на груди.

А дело в том, что когда мы его начинали, начиналось это все с того, что в России вообще нельзя ничего найти с надписью «Феминизм». Просто. Можно найти с надписью «Сатана», можно найти с надписью, там…  «Пастафарианство»  – все что угодно. Будь ты каким угодно… приверженцем любого культа, ты можешь себе найти брендированные вещи. Феминизма нет. И вот именно с того, что мы захотели с этой майку с надписью «Феминизм» на груди, мы его начали, и теперь он одновременно и дает деньги в «Сестры», и одновременно он обеспечивает людей реальным вот как бы… ну, частью идентичности, можно даже сказать.

Мне это очень нравится, я его очень люблю и после Нового года я наверно возьму его на полный супервайзинг , хотя это будет ужасно много времени занимать [смеется]. Вот. Вот такая вот примерно эволюция плюс-минус. Вот.

Феминистская идентичность Д. основана на идее гендерного равенства и безосновательности гендерных предписаний, выступающих формой угнетения женщин в патриархате. Становление феминисткой идентичности Д. происходит на фоне утверждения субъектности в процессе участия в дискуссиях в феминистских сообществах и изучения феминистской теории. Быть феминисткой для Д. – значит проявлять свою феминистскую идентичность, изменять мир к лучшему. История Д. – история об осознании, о постоянной рефлексии своих взглядов и поступков, о стремлении действовать и делать мир лучше.

[1] благотворительный магазин с веселыми и красивыми штуками феминистской тематики.

[2] Независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие.


Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх