Респондентка О. в своей жизни реализует стремление к полной жизни, свободной от гендерных предписаний и ограничений. В раннем детстве О. обращает внимание на гендерный дисбаланс и протестует против того, «что девочки и мальчики не очень равны»:
Я думаю, история большинства, когда под лозунгом «ты же девочка» вменяется куча всяческих ограничений либо наоборот, дополнительных требований, которые ты наблюдаешь, применяются только к девочкам и не применяются к мальчикам. Это был такой первый звонок, когда у меня вот пошло… ну, у меня был период такой достаточно длинный, некое даже отторжение самоидентификации как девочка, да? Если мне вот это нельзя, а я хочу этим заниматься, а нельзя, вы говорите, потому, что я девочка, то тогда давайте считать, что я не девочка – я всё равно буду делать то, что я хочу…
…И я была таким сорванцом в детстве, и как бы регулярно мне летели эти словесные оплеухи из серии: «ты же девочка, ты должна быть аккуратной, ходить в белом фартучке», – и всё такое. Это было как бы таким, наверное, засеиванием этого поля. Просто кто-то это съедает и подстраивается, а у меня это вызвало жуткий протест, я это помню отчетливо вполне. Это было мне… где-то, там, в районе пяти-шестилетнего возраст».
В подростковом возрасте О. впитывает первые феминистские идеи:
Это была где-то середина 90-х, первая половина даже скорее, – и там была Маша Арбатова, которая… и впервые вот я услышала слово феминизм от неё, из телевизора, и стало мне интересно, но особенно читать было нечего именно по этой тематике, но, тем не менее, определенные вот эти лексические обороты я запомнила, я их как бы восприняла и в себе как бы стала… Вот этот момент можно назвать таким неосознанным феминизмом, наверное, потому что мне не нравилось, когда вот из-за пола какие-то вменялись там вещи… Но для себя я как бы стала саму себя называть, что вот я да, наверное, феминистка, потому что вот мне не нравится эта модель добытчика/хранительницы, мне не нравится модель, что женщина всем должна… причем, ну, это вот такие, правда, ранние были ещё периоды жизни.
Позднее О. проходит через традиционную модель отношений:
…Ранняя беременность и роды, и попала я в классический как бы, я считаю, что я тоже изучаю тему домашнего насилия, классическая история, когда неоперившаяся девочка ещё, очень гибкая, пластичная, незащищенная, попадает в отношения с домашним тираном…
и преодолевает патриархальные стереотипы, утверждаясь в феминистских взглядах:
Ну и как бы у меня сложилось понимание, что традиционная модель семейная – она часто сопряжена с тем, что женщина опредмечена, либо она является сервисной функцией, да? И как бы вот… и оно у меня слепилось вот так вот два в одно. Я ни разу не видела в своей жизни – не знаю, может, мне не повезло — но я ни разу не видела в жизни здоровых отношений психологически, когда поддерживается в семье патриархальная вот эта модель. Ни одного живого свидетельства перед глазами нет в жизни, так сложилось…
…Я не считаю нужным себя ломать, или врать, или что-то притворяться, там, двойную жизнь какую-то вести там, одну – внутри себя, для себя, вторую – наружу – нет… И как бы слово феминистка – оно уже вот тогда начало активно как бы звучать – что вот «что, ты феминистка какая-то?» – «Да, я феминистка, я не хочу так жить. Вам нравится? – пожалуйста. Вы готовы терпеть? Ради чего? – не понимаю, ну ладно, это ваш выбор, а мой выбор – вот такой». Но это был тяжелый период, скажем так, потому что социальный круг, он сильно поредел.
На следующем этапе О. декларирует осознанный выбор феминизма и проходит феминистскую инициацию:
А потом, я уже не помню, это было каким-то случайным образом… – в общем, я набрела… по-моему, это было как раз сообщество feministki в жж, и как раз тогда завелся домашний интернет, ну, еще такой, через телефон — и вот че-то я там накопала почитать интересного и уже так начала более целенаправленно рыть, потому что это то, что отражает мои взгляды, это интересно. Вот. Потом вот я в этих feministk_ах там, и холиварила, как раз обросла через жжшку знакомствами хорошими. Вот. С этими девушками у меня до сих пор отношения держатся… Ну и тогда это уже прям вот было всё, да? собственно, процесс полностью вышел в сознательный план и… Взгляды, конечно, все равно трансформировались в течение, да? вот с тех пор уже много времени прошло, уже 10 лет, там, можно сказать. Вот. Но вот это была такая первая открытая декларация, что вот да, это я, и я не считаю вот эти и эти вещи, да? там то, что сопутствует патриархальным установкам нормы, полезными для меня лично. Я хочу свою жизнь строить иначе, да? Вот так и так.
Феминистская жизнь О. продолжается в общении в феминистских сообществах, получении системного феминистски-ориентированного образования (онлайн-курсы, открытые лекции). Далее на фоне некоторой дезориентации в жизни, разрыва новых отношений и испортившихся отношений с мамой наступает период сомнений, который О. преодолевает:
Потом был у меня такой кратковременный откат, когда было такое… ну, это какой-то момент, наверное, был усталости, слабости, что вот блин, может, это я так всё зря, и вот, там, значит, девчонки живут, у них там ухажеры богатые, ничего не надо вообще делать, ни о чем они не парятся, — ну такой какой-то момент сомнения в выбранном пути…
…И вот когда я с ним рассталась, и какой-то был момент такой, когда… дезориентация легкая в жизни, и работа че-то как-то не клеилась, с мамой отношения испортились, потому что ей не понравилось, как я свою жизнь строила, начала мне там че-то впаривать, какие-то там свои установки, и как бы я уже в жесткую ушла защиту, с ней поссорилась тогда очень сильно, ну и отношения у меня с ней с тех пор очень прохладные…
…Ну и я уже дальше как бы… я этот период преодолела, да? Потому что я посмотрела, что ну не, ни фига – я стою на своих ногах, я ни от кого не завишу; да, иногда бывает трудно, но у меня все в моих руках…
… Ну и как бы вот… потом это все выправилось, то есть… я посмотрела, как девочки там заискивающе общались… ну, то есть вот, такой взвешивания был, да? момент, что вот моя дорога, она не простая, а вот их дорога, она со стороны вроде так слаще выглядит, но как бы на самом деле нет.
А потом наступает новый период сумбура и трансформации взглядов:
И как раз мне тут подвернулась вот это новое наше течение с accion_positiva, знаете? Ну, конечно, знаете. То есть я там вот этим всем начала зачитываться, какие-то вот радикальные там идеи примерять-проверять, смотреть – это сильно трансформировало мои взгляды, да? Я была гораздо более либерального толка раньше, да? там, как-то лояльно ко многим вещам относилась. Вот. И там какие-то были из серии, что, ну, наши, там, возможности равные — ну, такой туманчик ещё оставался. Вот. Но совсем в такой радикализм в сепарационный я не ушла, то есть я это попробовала, я это попримеряла, понаблюдала вот так через эти взгляды за действительностью. Вот. Но… скажем, сепарация меня, скажем, пугает, да? то есть я вот в это совсем туда вот, далеко не пошла, я немножко отошла от радикализма в более умеренный обратно формат. Но все равно взгляды поменялись, да? Там, например… то, что было не осознано… там да? вот… там с этими вопросами острыми: с проституцией, с порнографией, да? Действительно ли отношения должны быть равноправные в семье – нет. Если мужчина настоящий и правильный, да? – он должен за счет своих каких-то ресурсов компенсировать то, что общество у женщины отняло, да? Ну, какие-то такие, да? моменты, они маленькие, но они меняют, конечно, спектр восприятия серьезно….
О. свободно выражает свои феминистские взгляды в профессиональной деятельности:
…это первая, наверное, работа, где я могу открыто сказать, что, да, я феминистка, и я сейчас на работе этим тоже занимаюсь, и это очень приятно. Вот. Хотя, конечно, не все это воспринимают радостно, но им приходится с этим мириться, да? Есть поддержка с высокого уровня. Если вам че-то не нравится, либо вы слушаете, зачем это нужно, либо просто не нравиться вам должно тогда молча. Если вы будете открыто высказываться против, то, возможно, санкции будут.
Хотя, конечно, это тяжело. Ну, вот эти… расшоренность так называемая, да? Когда ты не видишь в розовом цвете и не веришь каким-то вещам, которые общим местом являются, но на самом деле не соответствуют действительности – это тяжело. Тяжело бывает, когда оказываешься в какой-то ситуации, и девочки не поддерживают, например, да? Когда вы скажете, что шутка о том, что «нет женщины – нет проблемы» – это обидная очень шутка, я не хочу над ней смеяться и слышать её вообще не хочу, да? — в моем обществе не говорите. Вот. И как бы верификация другими женщинами этой шутки не проходит, ну как бы… ну, вот этот протест, он не проходит, да? пока. Но я думаю, что это вопрос времени и, там, вода камень точит, да? То есть, просвещение, твердая уверенность в своей позиции, она дает плоды все равно.
и добивается успеха в трансформации убеждений ближнего окружения:
И… ну, в итоге, я не знаю, то ли из-за этого радикализма у него произошел перелом, то ли как-то просто накопилось количество вот этих разговоров. Он поменял свои вот эти именно бла-бла вот, способ рассуждения он поменял, и это интересно. Мне кажется, это достаточно редкая история. Вот.
И это очень приятно наблюдать, причем это тоже в таких каких-то мелочах проявляется из серии: есть дискуссия какая-то групповая, тусовка, расслабон, и кто-то че-то как-то неаккуратно ляпнет, и я в своем кругу, я не сдерживаюсь – все знают мою эту особенность, да? я вздыбливаюсь на такие вещи… вот, и могу там тоже человека обстебать по таким чувствительным местам тоже, ну… чтобы он понял, каково женщинам всем вокруг него вот это все слушать. А понимают они или не понимают, у всех невербалика вот эта, она рисуется на лице все равно. Вот такие вот улыбочки кривые смущенные, там, да? вот это вот… В отражении чувство стыда иногда проскальзывает, да? ну, я же это вижу в силу обучения своего, я эти признаки знаю. Вот. И первое время он отмалчивался, а потом начал меня поддерживать. Вот это очень интересно было. Я уже сама так начала удивляться. Интересно, думаю. Вот, и был момент, когда я много на своих страничках постила, там, феминизм то, феминизм се, мужики там – это самая большая группа насильников и убийц, женщины не начинают войн, ну, какие-то такие тоже лозунги, особенно когда это, конечно же… на восьмое марта начинается бесилово вокруг про «будьте женственными, красивыми и радуйте наш глаз». Вот. И как бы вот у меня сразу реакция сильнее становится на все эти вещи, потому что, ну, я как давление это ощущаю. И он и раньше это говорил: «Ну, а ты не можешь просто не читать ленту в эти дни? Ну, вот зачем ты? Ты нервничаешь и можешь там как-то выглядеть неадекватно для тех, кто тебя плохо знает», да? потому что… ну как бы… поперек тренда, да? какие-то такие вещи. Но, во-первых, мне не страшно выглядеть странной, как бы те люди, для кого это странно, они вольны пройти в известном направлении. Вот. А сейчас он наоборот, все мои эти постинги лайкает, комментирует, и если ко мне кто-то приходит там с какими-то странными посылами, он со мной вместе полемику там выстраивает, да? И как-то прям, ну… не то чтобы прям совсем посылает этих людей, но явно в коалиции со мной выступает, да? Он, конечно, не владеет так аргументацией, но вот эта перемена меня, конечно, последняя… наверное, полутора лет… меня прям очень вдохновила.
Я считаю, что это очень такое… и мой результат, да? потому что я не прятала это, не замыкалась в себе, все равно стояла на этой позиции открыто и громко. И с его стороны, мне кажется, что это тоже большая работа была. Почему я это рассказываю, я не знаю – похвастаться, наверное, захотелось [смеется].
Феминистская идентичность О. основана на стремлении к полной жизни, свободной от гендерных предписаний и ограничений. Становление феминистской идентичности О. происходит на фоне протеста традиционным гендерным ожиданиям. Формируемые в ходе жизни собственные убеждения О., отличные от транслируемых обществом, «внутренняя референция» и опора на себя – основания и ориентиры, движущие О. в становлении феминистской идентичности. Переломным моментом в принятии феминистской идентичности явился опыт традиционной модели отношений в первом браке. Главная идея в феминистских взглядах О. – идея гендерного равенства, которую О. трактует как необходимость выравнивания положения мужчины и женщины за счет компенсации мужчиной ресурсов, отнятых у женщины обществом.
История О. показывает, что быть феминисткой – это процесс: процесс становления, постоянной рефлексии, трансформации взглядов, образование, просвещение и взаимодействие с окружающими людьми. История О. – история преодоления патриархальных стереотипов и гендерных ограничений, сомнений и сумбура, неприятия феминистских идей женщинами.