Нарратив респондентки В. представляет собой историю обретения чувства общности с женщинами, с которыми В. оказалась вместе в роддоме. Солидаризация с женщинами происходила и при участии В. в феминистских сообществах.
Рассказ В. охватывает три периода:
Детство и школа, к которым относится первый интерес к женскому вопросу:
Если самое-самое раннее, когда меня вообще этот вопрос заинтересовал… Я лет в пять пристала к бабушке с дурацким вопросом «Кто такая женщина?». Бабушка очень сурово мне ответила: «Женщина – это человек»… «и отстань от меня» [смеется]. Ааааа…
В. рефлексирует свой интерес:
Я даже не знаю, что я хотела этим вопросом узнать, ну это какой-то был из бесконечных детских вопросов. Вот.
И обращается к рефлексии в процессе всего интервью:
Потом я как-то об этом думала… Я не помню, когда я слово такое узнала. Скорее всего, я его узнала в каком-то ироническом ключе, там типа «ну, посмотрите на этих феминисток». Потому что в школе у нас вроде бы… может быть, где-то на истории упоминалась там какая-нибудь борьба за женские права, но очень мимоходом и ничего вообще не запомнилось из школы. Вот.
Институт, во время учебы в котором активно обсуждались вопросы феминистской повестки, но феминисткой В. себя не называла:
Потом, в институте у нас уже были вполне серьезные споры, которые могли бы сейчас вот в любом сообществе произойти. Скажем, на уголовном праве каком-нибудь обсуждаем задачу по изнасилованию и, там, молодой человек выдает классическое «сама виновата» и мы с ним так уже прям серьезно спорим, с аргументами, но при этом я себя тогда феминисткой не называла. Если бы меня так назвали, я бы, наверное, удивилась.
И связь обсуждений с феминистскими идеями не рефлексировалась:
Или мы там спорим из-за каких-то… Там, с друзьями мы, там, спорили еще до жж, еще был просто форум, мы спорили о том, ну, там вот эта любимая тема, что мужчины лучшие повара или что-то такое. Почему… и тоже прям рубились. И тоже никто себя, ни меня никто не называл феминисткой, ни я себя не называла феминисткой.
Годы после окончания института и первая беременность, когда В. начинает идентифицировать себя как феминистка и открыто говорит об этом:
В какой-то момент… уже когда у меня был жж, с 2002-ого года, по-моему… Да, давно, в общем. Вот как только код… Когда еще коды были, да, тогда у меня появился жж. В какой-то момент я там написала, что я феминистка.
В. называет себя феминисткой независимо от феминистского сообщества и даже в противостоянии с ним:
Я не помню, что меня к этому привело, потому что я ни в каком сообществе не состояла. Я зашла в раннее сообщество feministki и с кем-то там сразу поругалась и ушла [смеется]. Вот.
Я даже находила свои комментарии, сейчас бы я бы с ними не согласилась. Вот.
Но в любом случае, все равно… меня это не отторгло, не оттолкнуло. Ну, думаю, ну в сообществе какие-то злые люди, но мне это не помешает. Вот.
Иииии… вот уже, как я написала, но наверно не зацикливалась. Ну, написала и написала.
Во время первой беременности В. глубже интересуется феминизмом:
А когда я была беременна первым ребенком, 4 года назад, я… у меня было много свободного времени – я, там, то болела, то в больнице лежала. И я… меня все люди раздражали, когда я болела, я в жж ничего не писала, завела себе отдельный блог standalone, вот. И читала… accion_positiva до ее, до начала ее блога, вот. Но мне…, я там комментариев много наоставляла, там можно наверно в самом первом каком-нибудь посте найти: «Спасибо, я дочитала ваш блог до конца». Вот.
Мне что-то не хватало и я пошла искать англоязычные блоги. Вот.
И вносит свой вклад в формирование российского феминистского дискурса:
Нашла там какой-то, ну, «Feminism everyday» , «Feminism us»… аааа.. блог, там, «Bluemilk» хороший, «enase angry woman». Ну, я сделала себе RSS подписку, каких-то убирала, каких-то добавляла, стала что-то переводить из интереса. Ну, потому что было много времени и мне эти переводы до сих пор пригождаются и где-то они бродят в интернетах [смеется]. Вот.
В. включается в жизнь феминистских сообществ и проходит своеобразную феминистскую инициацию:
И тогда я стала обращать внимание, о чем я думаю… Ну, на то, из-за чего люди спорят, побежала в этих спорах активно участвовать, вот, там, вступать в сообщества, выходить из сообществ, в черные списки попадать. Вот. В общем, завела активную сетевую жизнь. Ну, феминистскую [смеется] сетевую. Аааа… вот.
После которой считает свою феминистскую идентичность легитимной:
Ну и тогда, естественно, уже я, конечно, могла в любой день сказать, там «да, я феминистка». Ну, потому что ко мне пошли все спорить. Там, и старые френды: «Что это ты вдруг… такое пишешь». Вот. Вот так вот.
В. утверждается в феминистских взглядах в роддоме, где чувствует свою сопричастность женщинам, солидарность с ними, поддерживает и защищает их:
Ну, то есть где-то, прям совсем точно, 4 года назад. В роддоме [смеется]. Могу сказать – в 79-ом [смеются]. Очень был роддом, причем он подтверждал какие-то взгляды, потому что там…
Это роддом, для людей, в который доставляют по скорой помощи и там много женщин без регистрации, иногородних, там, ну, без гражданства. То есть там такой интернационал и интерсекциональность во всей этой самой [смеется]. Вот. Ну и… как бы мы там были подругами по несчастью, потому что роддом довольно несчастный. Вот.
И мы друг другу очень помогали. Это очень воодушевляло. В смысле несчастный – там и замученный персонал, и нет часто там ни нормальной еды, ни йода, ни еще чего-то.
…Ну, и там бездомные женщины. Там на приемном покое предупреждение на всех вот языках – таджикском, узбекском и все вот эти.
Исследовательница уточняет, считает ли В. ситуацию солидарности и взаимной поддержки с женщинами точкой входа в феминизм: «То есть можно сказать, что вот этот роддом, эти женщины, которые там были, послужили, да…»:
Ну, да. Потому что когда там ночью нахамили киргизской девушке, которая не говорила по-русски и не хотели ее, там, на каталку положить с кровотечением, я за нее вступалась. Пожилая, ну, узбечка, какая-то православная многодетная женщина… Было понятно, что есть какие-то более важные вещи. [Пауза]
Феминистская идентичность В. основана на идеях интерсекциональности, гендерного равенства и недопустимости обвинения жертвы насилия. Становление ее происходит в процессе обретения чувства общности с женщинами различных национальностей, легитимации идентичности участием в феминистских сообществах. Быть феминисткой для В. – персональное решение и независимая от участия в феминистском сообществе самоидентификация. Вместе с тем, подтверждение феминистской идентичности происходит в процессе активной феминистской сетевой жизни, выражение феминистской идентичности – в актах поддержки женщин и обогащения феминистского дискурса.