Как женщины становятся феминистками? Почему они становятся феминистками? Что происходит в процессе? К чему стремятся, становясь феминистками? Как заявить «да, я феминистка» в обществе, где быть феминисткой часто считается зазорным, где слово «феминистка» звучит как стигма? Как это, называть себя феминисткой в ситуациях, когда преподаватель говорит студенткам: «Я вижу, у вас тут все нормальные, феминисток нет»? Кто определяет, феминистка ли ты? Кто решает, «настоящая» ли ты феминистка?

Шесть участниц исследования рассказали, как они стали феминистками и как стали называть себя феминистками. Эти истории повествуют

  • tribesоб изменении взглядов, позиций, отношения к женщинам и себе;
  • о преодолении стереотипов и выходе за рамки гендерных предписаний общества;
  • о феминистских идеях и ценностях;
  • о динамике феминистских сообществ и феминистской инициации;
  • о реализации потенциала;
  • о следовании сознательно выбранным путем и опоре на себя;
  • об отношении к себе как ценности;
  • о поиске идентичности и внутренней силе;
  • о психологическом и физическом насилии и выходе из ситуаций насилия;
  • о женской взаимопомощи и солидарности;
  • о развитии, об интересе и открытости, рефлексии и переосмыслении, о смелости.

Свободные рассказы участниц исследования – нарративы – я анализировала с помощью схемы нарративного анализа Narrative Oriented Inquiry (D. Hiles и I. Čermác, 2008). Схема NOI состоит из анализа нарративов по шести измерениям, важнейший из которых – выделение в нарративе и анализ соотношения фабулы и сюжета.

Истории участниц исследования я описала шестью типами сюжетов:

Сюжеты принятия феминистской идентичности описывают переход в качественно новое состояние. Этот переход происходит как постепенно, путем малых изменений, которые происходят при осознании и рефлексии, так и условно скачкообразно, когда феминистская идентичность принимается в непродолжительный период времени.